Учитель живет до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский, русский педагог
Уважаемые коллеги, думаю, не ошибусь, если скажу, что ни одному поколению наших коллег не приходилось учиться столько, сколько нам. Учителя, проработавшие в школе более 15-ти лет, прошли через множество реформ и преобразований: это и обновление содержания образования, и школа педагогического мастерства в рамках тренерских курсов, и внедрение в школьную программу трёхъязычия, и, в прошлом учебном году, неожиданный переход на дистанционное обучение, который заставил нас искать наиболее продуктивные формы и методы работы с детьми в новом и для учителей, и для учеников формате, изучать возможности интернет-платформ и разрабатывать качественный образовательный контент.
Думаю, в целом все учителя готовы к началу дистанционной учебной четверти. Моя задача сегодня рассказать о синхронном и асинхронном формате ДО.
Процесс обучения в дистанционном режиме может проходить как в синхронном, так и в асинхронном формате с учетом требований Санитарно-эпидемиологических правил и норм (далее - СанПиН) и рационального использования учебного времени.
Синхронное обучение (стриминг) - это обучение в режиме реального времени с использованием возможностей интернет-платформ.
Асинхронное обучение – обучение по онлайн-каналам без взаимодействия в реальном времени.
Методы синхронного и асинхронного обучения:
Синхронное обучение |
Асинхронное обучение |
- видеоконференция; |
- модули уроков с самостоятельным управлением; |
- телеконференция; |
- потоковое видео; |
- живые чаты; |
- виртуальные музеи, библиотеки; |
- прямые трансляции. |
- лекционные материалы, материалы для чтения; |
- общение в мессенджерах. |
Конечно же, у любого формата обучения есть свои плюсы и минусы.
Синхронное обучение |
|
Плюсы |
Минусы |
- наиболее приближен к очному формату; |
- учащиеся не имеют доступа к образовательному контенту в удобное для них время; |
- мгновенная обратная связь (возможность задать вопросы и получить на них ответы в режиме реального времени); |
- учащиеся не могут работать по удобному для них расписанию. |
- обмен идеями и мнениями, возможность вести дискуссию; |
|
- возможность групповой деятельности. |
Асинхронное обучение |
|
Плюсы |
Минусы |
- возможность обучения в индивидуальном темпе, доступ к курсу в любое время; |
- невозможность получить ответы на возникающие вопросы сразу; |
- возможность самостоятельного изучения учебных предметов; |
- не подходит учащимся с низкой мотивацией к обучению, т.к. ответственность за результаты обучения несёт учащийся; |
- удобно при низкой скорости Интернета; |
- низкий уровень эффективности в связи с отсутствием мгновенной коммуникации и ограниченности контакта с участниками учебного процесса. |
- развитие самодисциплины и самоконтроля. |
По словам педагогов, продолжительное время работающих в системе онлайн-обучения, синхронный онлайн-курс проходят 70-90% обучающихся, асинхронный – менее 50%.
Рекомендации к урокам в синхронном формате
1) Для обучения в синхронном формате для прямой трансляции можно использовать от 10 до 30 минут урока (30-80%).
2) Учителю необходимо подготовить для учащихся памятку с алгоритмом действий в режиме стриминга.
3) В случаях возникновения технических проблем и невозможности прямой трансляции педагог переводит урок в асинхронный формат.
4) Структура урока в синхронном формате включает:
- краткое обобщение пройденного материала, изложение по необходимости основных положений новой темы, логически связанных и необходимых для объяснения нового материала;
- заострение внимания учащихся на тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться для изучения нового материала;
- изложение нового материала по плану;
- рекомендации для закрепления материала.
5) Содержание уроков должно отвечать следующим требованиям:
- тщательный отбор материала с учетом целей и задач учебной программы, новизны информации и контента интернет- платформ;
- четкая структурированность информации;
- учет основных дидактических принципов: научности, наглядности, доступности, сознательности, связи теории с практикой, цикличности, научно-популярного изложения, читаемость/эстетичность учебного материала;
- использование различных информационных обучающих материалов: текстовые, презентации, графические, медиа, рисунки, таблицы, инфографика и др.
6) Учебные задания не превышают рекомендуемый объем, сопровождаются алгоритмом выполнения и необходимыми ссылками на электронные образовательные материалы.
7) Обратную связь учитель предоставляет в установленном порядке посредством возможностей электронных журналов, в случаях отсутствия электронных журналов – через доступные виды связи по усмотрению учителя.
8) Учитель сохраняет запись урока и предоставляет обучающимся доступ к материалам в любое время.
9) При отсутствии возможности выхода в стриминг педагог проводит уроки только в асинхронном формате.
Рекомендации к урокам в асинхронном формате
1) Урок в асинхронном формате реализуется при взаимодействии учителя с обучающимися посредством возможностей интернет-платформ. Учебные задания к уроку разрабатываются педагогом с учетом контента и возможностей интернет-платформ. К ним относятся цифровые образовательные ресурсы, включающие электронные учебники, видеоматериалы, тренажеры для отработки умений, ресурсы для контроля знаний и многое другое.
2) При подготовке урока в асинхронном формате педагог:
- определяет тип, цель урока;
- подготавливает учебный материал в соответствии с целью урока (электронные учебники, видеоматериалы, ТВ-уроки, презентации и др.);
- рекомендует обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения;
- предоставляет возможность обучающимся в любое время просмотреть телеурок или видеоурок, размещенный на электронной платформе или записанный учителем самостоятельно;
- рекомендует доступные цифровые образовательные ресурсы, размещенные на интернет-платформах;
- разрабатывает учебные задания согласно цели урока в соответствии с рекомендуемым объемом, с указанием порядка выполнения и затраты времени, а также с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся;
- отправляет учебное задание обучающимся с подробным описанием темы, цели урока, предоставляя необходимые ссылки посредством возможностей электронных платформ или электронной почты;
- принимает выполненные работы, анализирует и предоставляет обратную связь обучающимся (комментарии, рекомендации) в установленном порядке посредством возможностей ЭЖ, в случае отсутствия ЭЖ – через доступные виды связи;
- при необходимости проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с ООП.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что данная информация будет полезна в вашей работе, но наверняка все, что я сейчас рассказала, вы уже прошли на своём опыте в течение 4 четверти. Всем удачного нового года, терпения, профессиональных успехов и скорейшего возвращения к нашей прежней суматошной, непростой, но такой прекрасной на фоне всего происходящего школьной жизни. Спасибо за внимание!
читель живет до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский, русский педагог
Уважаемые коллеги, думаю, не ошибусь, если скажу, что ни одному поколению наших коллег не приходилось учиться столько, сколько нам. Учителя, проработавшие в школе более 15-ти лет, прошли через множество реформ и преобразований: это и обновление содержания образования, и школа педагогического мастерства в рамках тренерских курсов, и внедрение в школьную программу трёхъязычия, и, в прошлом учебном году, неожиданный переход на дистанционное обучение, который заставил нас искать наиболее продуктивные формы и методы работы с детьми в новом и для учителей, и для учеников формате, изучать возможности интернет-платформ и разрабатывать качественный образовательный контент.
Думаю, в целом все учителя готовы к началу дистанционной учебной четверти. Моя задача сегодня рассказать о синхронном и асинхронном формате ДО.
Процесс обучения в дистанционном режиме может проходить как в синхронном, так и в асинхронном формате с учетом требований Санитарно-эпидемиологических правил и норм (далее - СанПиН) и рационального использования учебного времени.
Синхронное обучение (стриминг) - это обучение в режиме реального времени с использованием возможностей интернет-платформ.
Асинхронное обучение – обучение по онлайн-каналам без взаимодействия в реальном времени.
Методы синхронного и асинхронного обучения:
Синхронное обучение |
Асинхронное обучение |
- видеоконференция; |
- модули уроков с самостоятельным управлением; |
- телеконференция; |
- потоковое видео; |
- живые чаты; |
- виртуальные музеи, библиотеки; |
- прямые трансляции. |
- лекционные материалы, материалы для чтения; |
- общение в мессенджерах. |
Конечно же, у любого формата обучения есть свои плюсы и минусы.
Синхронное обучение |
|
Плюсы |
Минусы |
- наиболее приближен к очному формату; |
- учащиеся не имеют доступа к образовательному контенту в удобное для них время; |
- мгновенная обратная связь (возможность задать вопросы и получить на них ответы в режиме реального времени); |
- учащиеся не могут работать по удобному для них расписанию. |
- обмен идеями и мнениями, возможность вести дискуссию; |
|
- возможность групповой деятельности. |
Асинхронное обучение |
|
Плюсы |
Минусы |
- возможность обучения в индивидуальном темпе, доступ к курсу в любое время; |
- невозможность получить ответы на возникающие вопросы сразу; |
- возможность самостоятельного изучения учебных предметов; |
- не подходит учащимся с низкой мотивацией к обучению, т.к. ответственность за результаты обучения несёт учащийся; |
- удобно при низкой скорости Интернета; |
- низкий уровень эффективности в связи с отсутствием мгновенной коммуникации и ограниченности контакта с участниками учебного процесса. |
- развитие самодисциплины и самоконтроля. |
По словам педагогов, продолжительное время работающих в системе онлайн-обучения, синхронный онлайн-курс проходят 70-90% обучающихся, асинхронный – менее 50%.
Рекомендации к урокам в синхронном формате
1) Для обучения в синхронном формате для прямой трансляции можно использовать от 10 до 30 минут урока (30-80%).
2) Учителю необходимо подготовить для учащихся памятку с алгоритмом действий в режиме стриминга.
3) В случаях возникновения технических проблем и невозможности прямой трансляции педагог переводит урок в асинхронный формат.
4) Структура урока в синхронном формате включает:
- краткое обобщение пройденного материала, изложение по необходимости основных положений новой темы, логически связанных и необходимых для объяснения нового материала;
- заострение внимания учащихся на тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться для изучения нового материала;
- изложение нового материала по плану;
- рекомендации для закрепления материала.
5) Содержание уроков должно отвечать следующим требованиям:
- тщательный отбор материала с учетом целей и задач учебной программы, новизны информации и контента интернет- платформ;
- четкая структурированность информации;
- учет основных дидактических принципов: научности, наглядности, доступности, сознательности, связи теории с практикой, цикличности, научно-популярного изложения, читаемость/эстетичность учебного материала;
- использование различных информационных обучающих материалов: текстовые, презентации, графические, медиа, рисунки, таблицы, инфографика и др.
6) Учебные задания не превышают рекомендуемый объем, сопровождаются алгоритмом выполнения и необходимыми ссылками на электронные образовательные материалы.
7) Обратную связь учитель предоставляет в установленном порядке посредством возможностей электронных журналов, в случаях отсутствия электронных журналов – через доступные виды связи по усмотрению учителя.
8) Учитель сохраняет запись урока и предоставляет обучающимся доступ к материалам в любое время.
9) При отсутствии возможности выхода в стриминг педагог проводит уроки только в асинхронном формате.
Рекомендации к урокам в асинхронном формате
1) Урок в асинхронном формате реализуется при взаимодействии учителя с обучающимися посредством возможностей интернет-платформ. Учебные задания к уроку разрабатываются педагогом с учетом контента и возможностей интернет-платформ. К ним относятся цифровые образовательные ресурсы, включающие электронные учебники, видеоматериалы, тренажеры для отработки умений, ресурсы для контроля знаний и многое другое.
2) При подготовке урока в асинхронном формате педагог:
- определяет тип, цель урока;
- подготавливает учебный материал в соответствии с целью урока (электронные учебники, видеоматериалы, ТВ-уроки, презентации и др.);
- рекомендует обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения;
- предоставляет возможность обучающимся в любое время просмотреть телеурок или видеоурок, размещенный на электронной платформе или записанный учителем самостоятельно;
- рекомендует доступные цифровые образовательные ресурсы, размещенные на интернет-платформах;
- разрабатывает учебные задания согласно цели урока в соответствии с рекомендуемым объемом, с указанием порядка выполнения и затраты времени, а также с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся;
- отправляет учебное задание обучающимся с подробным описанием темы, цели урока, предоставляя необходимые ссылки посредством возможностей электронных платформ или электронной почты;
- принимает выполненные работы, анализирует и предоставляет обратную связь обучающимся (комментарии, рекомендации) в установленном порядке посредством возможностей ЭЖ, в случае отсутствия ЭЖ – через доступные виды связи;
- при необходимости проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с ООП.
Уважаемые коллеги, надеюсь, что данная информация будет полезна в вашей работе, но наверняка все, что я сейчас рассказала, вы уже прошли на своём опыте в течение 4 четверти. Всем удачного нового года, терпения, профессиональных успехов и скорейшего возвращения к нашей прежней суматошной, непростой, но такой прекрасной на фоне всего происходящего школьной жизни. Спасибо за внимание!