«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Садовое ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Садовое отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Мектептегі кәсіптік бағдар беру жұмысын психологиялық сүйемелдеу.

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологической службой школы, основной задачей кото­рой в данном направлении деятельности является постепенноеформирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному плани­рованию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и пер­спектив.

Строя работу по профориентации, психологическая служба не только ориентирует учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показывает ему, что высококвалифицированный специа­лист должен быть готовым приобретать на базе имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности. Это остается актуальным даже в тех случаях, когда выбирается относительно стабильная профессия, поскольку в современном обществе все более широко применяются гибкие коллективные формы труда и предпринимательства, ко­гда необходимо владение несколькими специальностями.

Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия меж­ду требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Основная цель развивающей профконсультации- это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста

Главный принцип развивающей профконсультации - перенесение ак­цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка­честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

- учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

- использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта:

- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

- школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;

- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников,

- опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;

- личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

- констатация стадии профессионального плана учащегося;

- проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;

- оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;

- проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

- завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

Жаңартылған күні: 05.06.2023 12:09
Құрылған күні: 05.06.2023 12:09

Текст