Воспитательный час «Особенности полового созревания. Уход за телом»
Цель: формирование у подростков представлений о собственном теле, его изменениях в период полового созревания и правильном уходе за ним.
Задачи:
1. познакомить воспитанников с основными этапами развития человека;
2. рассмотреть с подростками особенности периода полового созревания;
3. развивать у воспитанников потребность в чистоте и правильном уходе за своим телом;
4. научить подростков некоторым правилам личной гигиены.
Ход занятия:
Человек в своем развитии проходит несколько периодов:
I Период новорожденности.
II Грудной период
(продолжается до года).
III Период раннего детства ( от 1 года до 4 лет).
IV Период первого детства (С 4 до 7 лет).
Период нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.
V Период второго детства (у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек - с 8 до 11 лет). В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем - полового члена.
VI Подростковый период.
Следующий период - подростковый - называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет.
VII Юношеский возраст.
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек - от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
VIII Зрелый, пожилой, старческий возраст.
Подробней мы остановимся на подростковом периоде - периоде полового созревания или пубертате.
Пубертат – время, когда ребенок переживает несколько существенных телесных изменений. Эти изменения касаются физиологии, психологии и эмоциональной сферы и означают, что ребенок постепенно расстается с детством и вступает в период отрочества.
Изменения, которые происходят в это время, включают:
- физический рост и развитие тела, которое затрагивает и внешний вид, и внутренние органы;
- изменение половых органов;
- изменения в мозге;
- изменения в эмоциях, отношениях и социальных связях.
Этот очень сложный возрастной этап, характеризующийся созреванием организма, изменением функционального состояния в их органах и системах, резкими эндокринными сдвигами, связанными с половым созреванием.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета, однако интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны.
Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, что создает впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает иногда неестественные, вычурные позы.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
Эти особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка: у него могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффекта. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
В пубертатный период происходят изменения в грубой и тонкой моторике, что приводит к временным нарушениям координации движений, она затруднена и ненадежна. Так, сформировавшаяся в детстве схема взаимодействия "глаз — рука" теряет жесткость и должна заново сложиться уже на новом уровне. Вместе с тем на характере движений сказывается относительная неискушенность подростка в жизненных ситуациях, переоценка собственных двигательных способностей, основанная на непривычно крупных размерах тела, скованность и неуверенность.
У подростков в это время происходит интенсивный рост и половое созревание, вырабатываются половые гормоны, которые усиливают работу сальных желез, а также появляются вторичные половые признаки – рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, возникают первые поллюции (непроизвольные извержения семенной жидкости).
Также у мальчиков отмечается резкий рост туловища, увеличивается мышечная масса и начинает ломаться голос, появляется характерный мужской запах, может возникнуть угревая сыпь.
У девочек растет грудь — формируются молочные железы, происходит увеличение таза и половых органов, как половых губ, так и матки. Пубертат сопряжен с первой менструацией. У девочки начинает часто болеть живот, портится настроение, появляются прыщи.
Именно в этом возрасте подростки должны особенно тщательно следить за своей личной гигиеной.
Ежедневный прием душа или ванны с применением специальных средств (мыло, гель для душа) помогает избавиться от избытков кожного сала и пота, которые провоцируют не только неприятный запах, но и могут способствовать размножению болезнетворным микроорганизмам на коже. Температура воды не должна быть очень горячей, оптимально 36 – 38 °C. Можно принимать и контрастный душ – такой душ помогает снять усталость и придает бодрости.
Во время принятия душа или ванны подростку не следует забывать мыть половые органы.
Принимать ванну или душ с применением мочалки желательно 1 раз в неделю.
Следует помнить, что появление угревой сыпи в подростковом периоде не является редкостью и далеко не всегда угревая сыпь является признаком недостаточной гигиены. Использовать противоугревые лосьоны и другие средства для борьбы с прыщами, а также выдавливать угри не следует. Правильно будет обратиться с этой проблемой к врачу.
Следует не забывать и о чистоте рук и ногтей. Необходимо тщательно мыть руки после улицы, посещения туалета, перед едой, контакте с животными, деньгами.
Лучше использовать жидкое мыло, не обязательно оно должно быть антибактериальное, ведь принцип действия мыла в смывании микробов с кожи, а не в их уничтожении. Мойте руки не меньше 15-20 секунд.
Волосы необходимо мыть по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Мыть голову необходимо теплой водой, так как горячая вода активизирует работу сальных желез.
Нельзя забывать и про уход за зубами. Подросток, имеющий плохие зубы, помимо эстетического дефекта и неприятного запаха изо рта, не может нормально измельчать пищу, что затрудняет процессы переваривания в желудке, приводит к гастритам и язвенной болезни. Зубы следует чистить 2 раза в день - утром и перед сном, сверху вниз, а также круговыми движениями в течение 2 - х минут.
Именно в подростковом периоде многие юноши начинают бриться. Чтобы бритье было приятным и быстрым, необходимо позаботиться о необходимых принадлежностях. Экономить на них не нужно, так как от этого страдать будет кожа. После бритья лицо нужно смазать кремом после бритья или лосьоном.
Расчески, бритвенный станок, зубная щетка и другие предметы гигиены должны быть индивидуальными.
Изменения, происходящие в организме подростка в совокупности с дополнительными нагрузками в школе или спортивных секциях, приводят к повышенной утомляемости и снижению иммунитета.
Чтобы у подростка не было психоэмоционального перенапряжения или каких - либо соматических заболеваний, ему необходимо четкое планирование своего дня. Нельзя допускать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, прослушивания громкой музыки (особенно в наушниках). Сон должен составлять не менее 8 часов.
Менять обувь и носки нужно как можно чаще во избежание неприятного запаха, а также грибкового или бактериальное поражения кожи ног и ногтей. Влажную обувь необходимо хорошо просушивать. Носки и нательное белье следует менять ежедневно.
Дети не знают некоторых очевидных правил. Хорошо, если им расскажут об этом родители (воспитатели) – так, чтобы личная гигиена стала не просто полезной привычкой, но необходимым условием самоуважения, частью представления подростков о цивилизованном поведении по отношению к себе и окружающим людям.